28 февраля 2013 г.

За западом на троллейбусе

Выражение «компостировать мозги» на этой неделе приобрело буквальный смысл. В донецкие троллейбусы спустя энное количество лет вернулись компостеры. Причем не простые, и даже не золотые, а электронные. С 28 февраля по троллейбусному маршруту №2 начали курсировать машины с желтыми электронными компостерами на поручнях.



Машина вместо человека

В начале XIX века промышленный переворот в Англии позволил впервые заменить труд человека работой машины. Тогда это повлекло массовую безработицу и беспорядки, но прогресс было уже не остановить. Сегодня мы можем наблюдать похожую ситуацию. В понедельник проект автоматизированной оплаты проезда переехал из кабинетов на поручни «рогатого» транспорта.
Начало первого (ознакомительного) этапа уже ощутили на себе пассажиры центрального и самого популярного маршрута. Теперь после покупки билета у кондуктора вам необходимо прокомпостировать его в специальном аппарате. Не прокомпостированный билет не дает право на проезд в общественном транспорте. Желтые терминалы находятся напротив каждой двери, внутри каждого троллейбуса. Неудобно? Вы правы. Но бранить почем зря «Донэлектроавтотранс» или же кондукторов не стоит, так как акция носит временный характер, и направлена на то, чтобы приобщить пассажиров к нововведению.
С 1 апреля (без шуток) на «двойке» не останется ни одного кондуктора. Билеты необходимо будет покупать в предварительных пунктах продажи. Таких «проездных» киосков и терминалов со временем станет больше, а еще в них будут продаваться электронные карточки, которые можно будет купить один раз, а пользоваться – постоянно. Аналогичные системы уже давно и успешно функционируют во многих городах Украины.
По словам начальника отдела контроля и сборов «Донэлектроавтотранс» Людмилы Черненко, в первую очередь данный проект позволит решить проблему с кондукторами. Их нехватка доставляет огромные неудобства предприятию, сейчас троллейбусный парк укомплектован всего лишь наполовину. «Кроме того, компостеры позволят нам отслеживать количество пассажиров в часы пика, – рассказала Людмила Черненко, – или же, наоборот, в часы спокойствия, а это даст нам возможность более правильно распределять ресурсы. В апреле мы полностью убираем кондукторов с маршрута. Но массовых увольнений не будет, так как появятся новые киоски по продаже билетов, куда и перекочуют уже бывшие кондукторы.
В планах троллейбусного управления к 2015 году полностью перевести все маршруты Донецка на подобную систему оплаты. Перспектива вполне привлекательна, но в нашей стране теория и практика это две больше разницы, поэтому поживем – увидим.

Палка о двух концах

На практике пока что все выглядит не так уж и удобно. Мы решили на себе испробовать удобность новой системы, и поделиться впечатлениями с вами. Желтые терминалы на входе в троллейбус сразу привлекают к себе внимание – это хорошо. Ехать мы собирались долго, поэтому сразу прошли в центр салона. Оказалось, что оттуда самостоятельно прокомпостировать билет, даже при большом желании, практически не реально.  Пришлось просить соседей, чтобы те прокомпостировали «квитки» за нас.
Сами билеты держать в руках теперь намного приятней. Они стали плотнее и белее. После компоста на них появляются цифры, в том числе свидетельствующие и о времени компостирования – проехаться по одному и тому же билету дважды не получится. Контролеры выполняют вспомогательную функцию.
Наш попутчик – студент Анатолий – не в восторге от нововведения: «Пока что это приносит одни неудобства. По сути-то ничего не изменилось, я точно так же должен купить билет, но теперь мне еще необходимо прорваться сквозь толпу к компостеру и «зафиксировать» покупку. В общем, раньше было проще. Может быть, когда кондукторов уберут, станет лучше».
В салоне троллейбуса только и разговоров, что о билетном ноу-хау. Бабушки ругают инновации, молодежь с интересом засовывает билетик в компостер по несколько раз. Кстати, куплены фиксаторы в Чехии.
Не могли мы не поинтересоваться мнением о нововведениях и у кондукторов, которых компостер вскоре лишит привычной работы. У них в руках еще не прокомпостированные билеты, а в головах уже «прокомпостированные» мозги. Татьяна – кондуктор с десятилетним стажем и образованием инженера-конструктора. По ее словам, люди реагируют на инновации по-разному, голоса «за» и «против» разделились примерно пополам.
«Работы, конечно, стало больше, но и больше с пассажирами общаешься. Многие пока еще не понимают, что это делается для их же блага, чтобы они привыкли к компостерам. Чтобы было удобно, для начала нужно потерпеть, – заметила Татьяна. – Конечно, многие кондукторы с радостью сменят набитый битком троллейбус на уютный киоск. Много у нас молодежи работает, кто-то собирается переучиваться на водителей. Ну, а таких кондукторов, которые действительно любят свою работу не так уж и много, так что о нас никто особо не думал».
Станет ли идея с электронными компостерами самым полезным нововведением этого года, покажет время. Главный вопрос заключается в том, доберется ли прогресс до всех маршрутов или же останется привилегией центральной части города.

Свобода ценой в червонец

Устранение кондукторов и введение в эксплуатацию электронных компостеров позволит сэкономить деньги не только транспортникам, но и любителям ездить бесплатно. Для «зай-
цев» новая система подобна манне небесной – сколько бы контролеров на линии не работало. Проехаться задарма одну-две остановки довольно просто. С путешествиями на более дальние расстояния придется быть внимательнее. Впрочем, как показывает практика, со строгими на первый взгляд дядьками с надписью «контролер» на спине договориться проще простого. В этом лично убедился корреспондент газеты «У нас НА РАЙОНЕ», проехавшись на троллейбусе №14.
С недавних пор этот маршрут кондукторы не обслуживают – попали под сокращение. Билеты пассажирам необходимо покупать у водителя. Сознательность населения проверяют контролеры, передвигающиеся из одного «рогатого» в другой небольшими стайками по три человека. Появления желанных гостей нам пришлось ждать недолго. Сели мы на конечной остановке, а билет, разумеется, не покупали. Проехали всего три остановки и вуаля – в чешуе как жар горя просто три богатыря!
«Зайцу» обрадовались, словно дети первому снегу. Предложили сойти на ближайшей остановке. Сошли. Далее предложили решить вопрос быстро и недорого. Давай по пятерке на брата (15 гривен составляют ровно половину от официально установленного штрафа) и гуляй вальсом. Не хочешь – вызываем милицию. Терять время особого желания нет. Предлагаем официальным лицам скромные десять гривен, и те после недолгих колебаний, скрепя зубами, отпускают нас на все четыре стороны. Такой вот контроль.

Борцам за справедливость

Те, кто по делам не спешит, а чувство гордости платить штраф им не позволяет, могут пойти другим путем. В абз. 2 п. 4 ст. 6 Правил пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины, утвержденных приказом №329 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 09.10.2006 (далее – Правил), говорится, что пассажир может быть высажен на ближайшей остановке только в том случае, если он отказывается платить штраф на месте.
В ближайшее отделение милиции безбилетник вообще может быть доставлен только в случае злостного сопротивления контролерам. Если сопротивления вы не оказывали, то для доставки вас в компетентные органы оснований нет. Если вам угрожают чем-то подобным – это не более чем попытка взять на испуг. На такую провокацию поддаваться не стоит.
Лучше всего продемонстрировать свою юридическую грамотность и сразу предупредить, что подобные действия со стороны контролера подпадают под злоупотребление служебным положением – такое заявление, как правило, охлаждает пыл вашего оппонента.
Если вы оказались в незавидном положении из-за неисправного компостера или нерасторопного кондуктора, контролеры вам непременно расскажут, что это – ваши проблемы, и будут неправы. В п. 13 ст. 4 Правил говорится, что абонементный талон, на котором код компостера неразличим по причине неисправности последнего, не может являться недействительным. Что касается кондуктора, то, согласно абз. 2 п. 10 ст. 4 Правил, это должностное лицо обязуется продавать пассажирам абонементные талоны, а согласно п. 1 ст. 4 Правил – обеспечивать качественное обслуживание пассажиров и создавать для них необходимые удобства. То есть бегать за кондуктором по салону никто не обязан.
Кстати, пассажир, который не проехал одной остановки от места посадки, при появлении контролера проездной билет имеет право не предъявлять, так как физической возможности его приобрести не имел. Именно эта оговорка и дает основания полагать, что наличие/отсутствие намерения оплатить проезд все-таки является приоритетным перед отсутствием/наличием билета, но это уже вопрос разъяснений Пленума Высшего административного суда (как вариант).

Осторожно, самозванцы!

Прежде, чем сойти с контролером на ближайшей остановке, как того требуют Правила, убедитесь, что он действительно тот, за кого себя выдает. Контролер обязан иметь служебное удостоверение и нагрудный знак, прикрепленный к верхней одежде. Почему-то контролеры предпочитают носить свой знак отличия исключительно в кармане, что является прямым нарушением предписания министерства.
Также проверяющий обязан по первому требованию предъявить свое служебное удостоверение, сообщить место работы, телефон и местонахождение предприятия. Вы имеете полное право записать их на случай конфликта – на самозванцев такая бдительность произведет впечатление. Кроме того, контролер, согласно Правилам, должен сообщить водителю о начале проведения контроля, поэтому, если вы сомневаетесь в том, что перед вами действительно контролер, смело можете обратиться с вопросом к водителю.
Бывает и так, что контролер устраивает «облаву на зайцев» на чужом маршруте. Если ваш проездной документ проверяют не в первый раз, вы вправе усомниться в правомерности таких действий и потребовать предъявить маршрутный лист, в котором будут указаны номера маршрутов, на которых контролер имеет право осуществлять проверку проездных документов. Самозванцев такой вопрос повергает в замешательство – редкий из них удосужится подделать маршрутный лист. Однако этот документ – обязательный атрибут контролера, и отговорки о том, что подобные документы содержатся в трамвайно-троллейбусном управлении, являются обманом.
При взыскании штрафа не забудьте потребовать квитанцию (п. 4 ст. 6 Правил): в противном случае ваши деньги могут отправиться не в бюджет, а контролеру в карман. Кроме того, квитанция является документом строгой отчетности и может быть использована в качестве основания для возмещения понесенного убытка (в случае, если вы решите все же отправиться в суд).

Антон СТРЕЛЬЦОВ, Кирилл БАБУШКИН