7 февраля 2013 г.

Почем опиум для народа

Помнится, раньше говорили, что нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Сегодня то же самое можно сказать о наркомании – явлении, очень распространенном даже в благополучных на первый взгляд городах. Столица Донбасса исключением в этом плане тоже не является. Наркоманов на улицах пруд пруди, а их число за последнее время хоть и не увеличилось, но при этом и не уменьшилось.
Стать наркоманом легко! Причем гораздо легче, чем вы думаете! И вовсе необязательно покупать элитные сорта наркотиков. Для того чтобы попрощаться с миром здоровых и адекватных людей, вам хватит всего 18 гривен! Страшно? И нам!
















Сегодня пустая «рубашка» из-под таблеток, содержащих наркотические вещества, не вызывает удивления даже в центральных районах города. Более того, большинство аптек, как бы это дико не звучало, существуют ДЛЯ наркоманов и БЛАГОДАРЯ наркоманам. Все мы прекрасно знаем, что лекарственные препараты не всегда используются по назначению, но немногие из нас догадываются, насколько часто это происходит.
В поисках более дешевого и доступного «счастья» наркоманы готовы на любые хитрости, ведь передозировка лекарственными препаратами один из самых распространенных способов достижения «блаженства». Вот только проблема заключается в том, что хитрить на самом деле не надо. Достаточно просто прийти в аптеку и «вуаля!» – кайф не отходя от кассы. 

Кому закон не писан

В конце прошлого года в действующее законодательство Украины были внесены ряд изменений, которые ограничивают порядок отпуска лекарственных средств, содержащих в своем составе наркотические и психотропные вещества. По нему любой препарат, который содержит запретные ингредиенты, должен отпускаться исключительно по рецепту.
В связи с этим Донецкое областное управление МВД регулярно проводит мероприятия по проверке аптек и учреждений здравоохранения. В ходе первых рейдов было зафиксировано четыре факта свободной продажи кодеиносодержащих лекарств. Провизоры сознательно шли на нарушения, чтобы обеспечить своим аптекам выручку. Фармацевты понесли заслуженное наказание в виде штрафа, а правоохранители пообещали и в дальнейшем проводить подобные рейды.
Закон вроде бы как и действует, но на деле картина обстоит немного по-другому. Кто хочет продат – продает, а кто хочет купить – покупает. За несколько часов мы обошли с частным визитом десяток аптек в центре города и столько же лекарственных супермаркетов в спальных районах. В большинстве из них нам вежливо отказали в продаже кодеина без рецепта, но парочка продавцов все-таки пошла нам навстречу и отпустила нам «заветный» товар. В первой аптеке за «пластину от кашля» мы заплатили 25 гривен, а во второй – 18! Деньги потрачены, кайф обеспечен, а милиции рядом нет. Благодать?!
А ведь для получения «удовольствия», как говорил персонаж Анатолия Папанова, достаточно одной таблетки. При этом чеки о покупке «кодеиносодержащих» нам выдавать вежливо отказались. Мол, не положено. Хитро, а! Лишние улики никому не нужны и это понятно. И чем меньше улик, тем больше покупателей. Под конец нашего рейда в одной из аптек замученный провизор признался, что уже устал объяснять визитерам, что кодеина в наличии нет (названия лекарств мы не приводим специально, дабы не заниматься во всех смыслах нездоровой рекламой). Отсюда вывод – спрос значительно превышает предложение, а значит, говорить о победе над наркоманией можно будет не скоро. Продажу из-под прилавка еще никто не отменял, а запретный плод для многих, по-прежнему, сладок.

Схема для «своих»

Наркотики в аптеках продают в тех же объемах. Законы держат в уме, а деньги – в кассе. «В первую очередь в запрещенных лекарствах содержатся наркотические обезболивающие вещества, такие как трамадол и морфий, – говорит Ольга Бессмертная, провизор сети донецких аптек. – Сразу же внесу ясность: препараты, содержащие эти виды наркотиков, продаются далеко не во всех аптеках, так как на их реализацию нужна лицензия. За ними ведется очень строгий журнальный контроль, рецепты хранятся пять лет, а каждая ампула на счету. Разумеется, этими препаратами никто не увлекается. Наркозависимых больше всего интересуют кодеиносодержащие препараты. Но и на их продажу тоже необходима лицензия, и если раньше можно было отпускать по две пластинки в руки без рецепта, то сейчас закон ужесточили, и даже на реализацию одной пластинки необходим рецепт. Сам по себе Кодеин – это противокашлевое средство. И в некоторых обезболивающих препаратах его добавляют, чтобы усилить действие самого обез-боливающего.

- Кто решает, в каких аптеках будут продаваться кодеиносодержащие препараты?
- Сама аптека и решает. У нас в сети только половина лекарственных супермаркетов торгуют кодеиносодержащими таблетками.  Наша аптека их не реализует, чему я очень рада, так как нет проблем ни с милицией, ни с наркоманами. Но как говорится, наслышаны. В одной сфере ведь все работаем.  В случае с кодеином ты «гасишь» рецепт печатью и отдаешь его обратно.  Количественный учет не ведется. Милиционер, одетый не по форме, может стоять рядом, я могу отпускать человеку кодеин, и если меня остановят и потребуют рецепт, я отвечу, что видела, и попробуйте, докажите, что я его не видела. За то, что провизор отпустил человеку кодеин без рецепта, ему грозит административный штраф от  170 до 400 гривен.  Пластинка одного из обсуждаемых препаратов стоит 20 гривен, а за смену их продают около 100. В итоге выручка составляет 2000 гривен в день. В месяце 30 дней.  Как вы думаете, многие аптеки откажутся от 60 тысяч гривен в месяц из-за боязни заплатить штраф в 400? К тому же во многих аптеках есть своя схема.

- И что это за схема?
- Чаще всего она работает в спальных районах. Просто за кодеином приходят «свои» люди. Около десяти человек, которых уже не первый год знают в лицо. Препараты отпускаются только им, потому что провизоры знают, что они в случае чего и подмигнут, и предупредят, если где-то милиция дежурит. Закупаются они капитально – сразу на всю компанию. Берут несколько пачек, в пачке 18 пластинок. Незнакомым покупателям продавцы говорят, что таких таблеток в продаже не было и не будет. В общем, овцы сыты и волки целы.

- Сколько людей действительно нуждаются в этих препаратах?
- Около трех человек в месяц. Причем даже те, кому он нужен для лечения, как правило, приходят без рецепта. Ну, кто пойдет за рецептом к врачу, если тебе нужен, к примеру, солпадеин (он тоже отпускается по рецепту), но за ним приходят 20 человек в день. Если говорить о  противокашлевых средствах, то кодеиносодержащие препараты составляют всего пять процентов от общего ассортимента. То есть вполне понятно, для кого конкретно производятся эти «таблетки от кашля». Человек, который хочет излечить болезнь, их брать не будет.

- Какой средний возраст аптечного наркомана?
- От 22 до 30 лет. Старше уже не приходят. Страшно смотреть, когда приходят дети. Они собираются кучкой, один заходит в аптеку просит сироп от кашля, ему отвечают, что нет. И ладно бы пошел обратно, так еще иногда и возмущаются.  Да и ждать их можно в любое время дня и ночи, ночью вообще одни наркоманы приходят.

- Каковы последствия приема кодеиносодержащих лекарств?
- Одной пластинки «таблеток от кашля» для получения «кайфа» вполне хватает. Первый удар на себя принимает печень. Затем отмирают клетки головного мозга. Ну, и конечно привыкаешь к ним очень быстро, а бросить очень тяжело. Одна сотрудница рассказывала историю своего «клиента», который серьезно собрался «завязать». Пока он принимал таблетки, организм отвечал на действие препарата скрепляющим эффектом. Стоило ему перестать это делать, как кишечник сразу начинал реагировать. В итоге мужчина даже чихнуть спокойно не мог.

Проблема – в головах

Почему некоторые люди стремятся добиться удовольствия посредством лекарств, а не, к примеру, общением с природой, нам попытался объяснить заведующий диспансерно-поликлиническим отделением областного наркологического диспансера Владимир Клешня.


- Владимир Григорьевич, насколько остро для Донецка стоит проблема кодеиносодержащих препаратов?
- Эта тема по-прежнему очень актуальна. Проблема наркомании была и будет, даже несмотря на то, что новый закон затрудняет доступ к одурманивающим веществам. Кодеиносодержащие препараты издавна используются в медицине для лечения простудных заболеваний. Впрочем, на мой взгляд, дело не в веществах и в их запрете: одурманивать себя можно и клеем, и бензином. Проблема – в головах людей. Доступ к запрещенным препаратам само собой должен быть ограничен. Минздрав принял правильное решение по ограничению оборота подобных препаратов. Нелегальная торговля сохраняется, но это уже уголовное преступление. Очень хорошо, что санкции введены.

- В чем разница между тяжелыми наркотиками и аптечными?
- Никакой разницы! Сравнивать легкий и тяжелый наркотики, это все равно, что сравнивать пистолет Беретта и автомат Калашникова. Из обоих стволов можно выстрелить так, что человек выживет, но скорее всего даже от одного точного выстрела он умрет. Сейчас службы наркоконтроля работают на очень высоком уровне. Да и само наркосообщество, которое еще несколько лет назад производило наркотики самостоятельно, само укусило себя за хвост. Многие наркоторговцы сами умерли от наркотиков, либо были из-за них убиты. Вымерли целые поселки, которые занимались наркоторговлей.

- Как быстро кодеин вызывает привыкание по сравнению с остальными веществами?
- Кодеин – это такой же наркотик, как и морфий, героин – это все опиоиды. Он прекрасно помогает нам при простудных заболеваниях в правильных дозах. Как и морфий, применяется для лечения тяжелых ожоговых шоков. Если вещество признано наркотиком, то оно будет вызывать привыкание при неправильном употреблении. Есть список ООН, туда входят вещества, которые вызывают синдром зависимости или наркоманию. Если вещество входит в этот список, то оно не может быть тяжелым или легким, это в любом случае наркотик.

- Какое количество пациентов находится на учете в диспансере сегодня?
- На самом деле учет не отражает проблему, он отражает количество людей, нуждающихся в помощи государства. Реальная цифра больных наркоманией в три-четыре раза превышает официальные данные. К нам попадают люди, которые сами справляться со своим недугом уже не могут. Им выдаются больничные листы, они получают качественное лечение, в течение долгого времени за ними наблюдают, и если проблема решена, то человек признается выздоровевшим. Правда, иногда пациенты не успевают принять вовремя правильное решение. Все бросают наркотики, но не все успевают сделать это при жизни…

Кирилл БАБУШКИН