Около месяца назад мы писали о ряде жалоб на работу Территориального центра социального обслуживания в Куйбышевском районе. Все это время мы не сидели без дела, а внимательно изучали суть вопроса, пытаясь понять, как обстоят дела на самом деле. Оказалось, что терцентр – организация не такая уж и вредная, а помощь и защита, скорее, нужна ему самому.
Территориальных центров социальной помощи пенсионерам и инвалидам в нашем городе целых девять штук (по одному в каждом районе). Однако далеко не все знают об их существовании, как и о том, чем в действительности они могут помочь людям, нуждающимся в их помощи.
Разобраться в специфике работы этих социальных учреждений нам помогла директор одного из лучших терцентров города Людмила Хомюк, которая стоит у штурвала вверенного ей корабля целых два десятилетия.
Разобраться в специфике работы этих социальных учреждений нам помогла директор одного из лучших терцентров города Людмила Хомюк, которая стоит у штурвала вверенного ей корабля целых два десятилетия.
- Людмила Владимировна, во избежание путаницы, вызванной неправильными догадками и предположениями некоторых наших читателей, разъясните, для чего нужны терцентры и что входит в их обязанности?
- Прежде всего стоит сказать о том, что территориальные центры являются государственными учреждениями. Их первостепенная задача – оказание помощи пенсионерам и инвалидам.
- Прежде всего стоит сказать о том, что территориальные центры являются государственными учреждениями. Их первостепенная задача – оказание помощи пенсионерам и инвалидам.
- Как много направлений охватывает деятельность терцентра в Куйбышевском районе?
- В состав нашего терцентра, как и в состав любого другого, входят три отделения.
Отделение социальной помощи на дому предполагает уход за нашими «клиентами» в домашних условиях. Сегодня 45 наших сотрудников обслуживают 485 человек, 305 из которых живут в квартирах, а еще 180 – в частном секторе. В среднем у каждого социального работника по 11 подопечных. В обязанности наших сотрудников входит доставка продуктов и медикаментов, уборка квартир и т.п. Также мы помогаем пенсионерам и инвалидам с оформлением субсидий и документов на получение материальной помощи. Обладателям печного отопления помогаем раздобыть уголь.
На учете в отделении оказания денежной и натуральной адресной помощи состоят 500 человек. Сюда обращаются малообеспеченные, многодетные семьи, одинокие матери. Мы обеспечиваем их б/у вещами, продуктовыми и промышленными наборами. Эта деятельность осуществляется благодаря спонсорским вливаниям. Также посильную помощь нам оказывает Городской быткомбинат (он находится в Ворошиловском районе), который обеспечивает наших подопечных талонами на ремонт обуви и одежды, услуги парикмахера и поход в баню.
Отделение социально-бытовой адаптации обслуживает 469 человек. Это отделение располагает комнатой фитотерапии, тренажерным залом, библиотекой. Также на его базе функционирует кружок художественной самодеятельности и кружок кройки и шитья. Кроме того, регулярно проводятся соревнования по интеллектуальным играм – таким как шашки и шахматы. За прошлый год мы провели 96 бесед и лекций на различные темы (медицина, ведение домашнего хозяйства и т.д.), семь музыкально-литературных вечеров и 11 праздничных концертов.
- Во что обходится все это удовольствие?
- Одиноких «клиентов» (тех, у которых нет детей) мы обслуживаем бесплатно. Убираем, стираем, гладим, делаем за них другую домашнюю работу. Остальные наши подопечные обслуживаются на платной основе. Стрижка, к примеру, стоит около восьми гривен, генеральная уборка – около 40 грн. Ранее нашим «клиентам» приходилось отчислять за оказываемые услуги пять процентов от пенсии, но в декабре 2010 года тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко подписала указ, согласно которому оплату пришлось осуществлять из расчета оказываемых услуг. Сумма выросла где-то от 70 до 400 гривен. Разумеется, такую роскошь смогли позволить себе далеко не все.
Последние два года мы бились за то, чтобы вернуться к прежней схеме оплаты услуг или сократить сумму расходов. Свет в конце тоннеля забрезжил после того, как Министерство социальной политики постановило, что люди, которые нуждаются в платном обслуживании, должны платить 12 процентов от пенсии. Сначала мы обрадовались такому повороту событий, но оказалось, что оставшуюся часть суммы, набегающую от прежних расчетов, должен оплачивать «орган, который обязан это делать». Однако что это за орган, никто не уточнил. По логике им является финотдел райисполкома, но денег из городского бюджета ему для этого никто не выделяет. Возникает вопрос, где брать оставшиеся деньги? В итоге нам ничего не остается, как пытаться «вместить» предоставляемые услуги в те 12 процентов, которые отчисляют нам из своих пенсий пенсионеры.
- На помощь государства рассчитывать не приходится?
- Государство предоставляет нам помещение, оплачивает коммунальные услуги и обеспечивает наш штат минимальной заработной платой. Да вот еще помогли восстановить отопление, когда прорвало трубу. На этом все. О наших «клиентах» государство не заботится, предоставив это «удовольствие» нам. Ремонт мы тоже делаем сами и за свой счет.
- И как долго вы несете свой крест?
- 10 февраля нашей организации исполнилось четверть века. Изначально мы представляли собой отделение социальной помощи на дому, с 6 декабря 1993 года действуем как территориальный центр. С тех пор отделение социальной реабилитации носит название отделения адаптации. Тогда же добавилось отделение по оказании натуральной и денежной помощи. Все, что мы давали людям на протяжении этих 25 лет, является заслугой исключительно нашего коллектива. Мы в прямом смысле ходили по предприятиям и просили деньги, продукты… Сегодня Куйбышевский терцентр обслуживает 1454 человека!
- Сегодня легче, чем было, к примеру, 20 лет назад?
- Напротив! С каждым годом становится тяжелей. Первые 15 лет существования терцентра работать было легче. Спонсоры шли на контакт проще. Я связываю это с тем, что раньше люди не были такими заевшимися, а потому предлагали свою помощь охотно.
- Какие бытовые услуги оказывает непосредственно терцентр?
- У нас в штате есть своя швея, прачка и парикмахер. По понедельникам мы делаем стрижку у себя в центре. В остальные дни наш цирюльник работает на дому у тех, кто самостоятельно прийти к нам не может.
- Среди прочих помещений вашего терцентра мы видели кухню, но она, насколько мне известно, сегодня не функционирует. Почему?
- Это наша главная беда и головная боль. Целых 23 года здесь мы кормили наших подопечных горячими обедами, но 13 января эта традиция приказала долго жить. Виной тому визит санэпидемстанции, которая запретила нам готовить до тех пор, пока у нас не появится соответствующее разрешение. Это разрешение, в свою очередь, мы можем получить только в том случае, если нам удастся обзавестись вытяжкой и разделочными цехами, которые соответствовали бы нормам. На сегодняшний день мы себе этого позволить не можем – нет денег.
- Пока кухня работала, кто обеспечивал вас провиантом? Тоже покупали за свой счет?
- Изначально нам привози-ли продукты представители общества «Харе Кришна. Пища для жизни». Они же готовили горячие обеды. И хотя в их меню мясо по религиозным причинам не входило, пища получалась питательная и вкусная. Через время к ним присоединились прихожане церкви «Слово Жизни». Ее сторонники придерживались мясного рациона. Пришлось держать два комплекта ножей и посуды. Эти организации хозяйничали на кухне через день. Все были сыты и довольны. Когда санстанция прикрыла нашу столовую, наиболее нуждающихся стариков стали кормить при местной Греко-Католической церкви.
- Кришнаиты, «Слово Жизни», греческие католики… Кто вам еще помогает?
- Союз «Ветеранов Афганистана», Свято-Владимирский собор, ООО «Торговый дом «Амстор», ООО «ФормЛит» и другие спонсоры.
Кирилл БАБУШКИН
